что можно заказать на нашей фирме: 1. проектирование, дизайн изделий и конструкций из стекла 2. изготовление изделий из стекла: цельностеклянные, мобильные и профильные перегородки, входные группы из стекла, межкомнатные двери из стекла, лестницы со ступенями из стекла, дерева, гранита..., стойки-рецепшен из стекла, козырьки и навесы из стекла, мебель из стекла, раздвижные группы из стекла, стеклянные полы, стеклянные потолки, витражи, фьюзинг... 3. специальную обработку стекла: матирование (пескоструй), молирование (изгиб), поклейку стекла УФ-клеем, оклейку пленкой, витражной пленкой, нанесение рисунка ... 4. фурнитуру для конструкций из стекла (Casma, Dorma, HDL, GCC, Pauli, MetalGlass, ColCom, GU, GMT, Schlechtendahl, GEZE ...) для дверей из стекла, входных групп из стекла, раздвижных систем для стеклянных конструкций, душевых кабин из стекла... 5. доставку, демонтаж, восстановление, монтаж конструкций из стекла...
» » » ПЛЮРАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА КАК ОСНОВА АРХИТЕКТУРНОЙ ЭКЛЕКТИЧНОСТИ
полная информация к новости
  • Просмотров: 1536
  • Автор: eglass
  • Дата: 11 января 2009
11 января 2009

ПЛЮРАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА КАК ОСНОВА АРХИТЕКТУРНОЙ ЭКЛЕКТИЧНОСТИ

Категория: БИБЛИОТЕКА МАТЕРИАЛОВ | глоссарий

ПЛЮРАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА КАК ОСНОВА АРХИТЕКТУРНОЙ ЭКЛЕКТИЧНОСТИ

М. Л. Шуб
 
Статья посвящена анализу важнейших категорий постмодернистской парадигмы – категорий хаоса и плюральности, которые лежат в основе представлений о множественности, нелинейности, открытости любой сложной системы.
 
Примером сложной системы является и архитектура, в которой философские установки на плюральность и множественность трансформировались в идеи эклектизма, архитектурной толерантности, антипрограммности, стилевого разнообразия.
 
Категории «хаоса», «множественности», «нестабильности» как мировоззренческие константы лежат в основе рассмотрения философии и культуры постмодернизма.
 
Это во многом связано с появлением и развитием науки синергетики, а также с разрабатываемыми ею проблемами нелинейной динамики, динамического хаоса (сплошной, внутренне недифференцированной среды) и др.
 
Несмотря на то, что первоначально предметное поле новой науки охватывало собой в основном проблемы термодинамики, с течением времени был выявлен и обоснован общенаучный масштаб открытых в синергетике закономерностей и, тем самым, философский характер её методологии.
 
Идеи синергетики во многом радикально подорвали устои прежнего научного и философского мышления. Ею были изменены фундирующие понятия картин мира.
 
Вместо прежних «порядка» и «закона» в основание синергетической картины мира были введены идеализированные допущения «хаоса», «случайности», «выбора», ранее занимавшие второстепенное, производное положение в системе категорий философии.
 
Таким образом, произошла своего рода инверсия категорий – прежние фавориты философского внимания перешли на роль аутсайдеров: порядок стал восприниматься лишь как преходящее состояние, в основании представлений об эволюции вселенной утвердилась идея самоорганизации хаоса, причём данное представление легло в основу рассмотрения всех существующих в настоящее время и существовавших в прошлом биологических и социальных систем.
 
Именно благодаря универсальности идей синергетики относительно хаоса философия и культурология наряду с науками естественного цикла получили возможность по-новому осмыслить закономерности процесса исторического развития философских представлений о культуре, эстетического сознания общества, каждого вида и жанра искусства.
 
По мнению М. С. Кагана, «синергетическая познавательная парадигма открыла возможность глубже и тоньше, чем это можно было сделать прежде, раскрыть закономерности становления, развития и современного динамического состояния эстетического сознания и художественной культуры»1.
 
На наш взгляд, парадигма постмодернизма, воспринимая в качестве ключевой методологической установки общенаучную теорию нестабильности, сама является в определённом роде методологией хаоса, рассматриваемого применительно к гуманитарному знанию.
 
Порождённая особой социокультурной атмосферой, культура постмодернизма ориентируется на нестабильность – или, по мнению известнейшего французского философа-постмодерниста Ж.-Ф. Лиотара, «поиск нестабильностей».
 
Он уверен, что главной целью постнеклассической философии и культуры является «стремление к непознанному в жизни, неисчерпаемому в языке искусства. Этим и определяется плюрализм научных исследовательских программ».
 
Наиболее точно, по нашему мнению, плюралистичную сущность постмодернизма определил В. Вельш: «Постмодернизм бежит от всех форм монизма, унификации и многих скрытых видов деспотизма, а вместо этого переходит к провозглашению множественности, многообразия и конкуренции парадигм и сосуществованию гетерогенных элементов.
 
Постмодернизм радикально плюралистичен и не из-за поверхностности подхода или безразличия, но благодаря сознанию бесспорной ценности различных концепций и проектов».
 
В философии постмодернизма существует цепочка онтологических, гносеологических, аксиологических констант (хаос, нелинейность, плюрализм, множественность истин), которые, с одной стороны, воспринимают смысловую нагрузку общенаучных теорий, а с другой – экстраполируют свой философский заряд на сферу культуры и искусства.
 
Надо отметить, что именно трансформация теории хаоса, разработанной синергетикой, в области постмодернистского искусства остаётся наименее изученной темой.
 
И если проблема хаоса как культурного феномена освещается в исследованиях зарубежных и отечественных учёных (например, в работах И. Пригожина, Ж. Бодрийяра, М. С. Кагана), то вопросы «хаотичности» художественного поля постмодернизма (да и вообще современного искусства) практически не подвергаются специальному анализу ни в отечественной, ни в мировой исследовательских практиках.
 
Это особенно странно, поскольку феномены хаоса, плюральности являются смысло- и формообразующими компонентами художественного творчества постмодернизма.
 
По словам исследователя постмодернизма литературоведа И. П. Ильина, «художественная позиция постмодернистов характеризуется убеждением, что любая попытка сконструировать модель мира – как бы она ни оговаривалась или ограничивалась эпистемологическими сомнениями – бессмысленна.
 
В искусстве этот принцип отражает различные способы создания эффекта преднамеренного хаоса, фрагментированного дискурса о восприятии мира как разорванного, отчужденного, лишенного смысла, закономерности и упорядоченности; мира множественного в своих проявлениях и формах.
 
Это и является самой приметной чертой постмодернистской манеры творчества»4.
 
Попробуем проанализировать, каким образом подобные общекультурные установки «прижились» в архитектуре. На наш взгляд, вышеуказанные постулаты – хаоса, плюральности, множественности – трансформировались в идею архитектурной толерантности.
 
Сущность этой идеи заключается в том, что архитектурная эстетика постмодернизма исходит из неконфронтационного, плюралистического подхода к другим течениям современного зодчества, например, народного, настаивая на целостности мира художественной культуры.
 
Критически относясь к однолинейности, однообразию, организованности, постмодернизм отверг понятие системности, заменив его понятием структурной разупорядоченности.
 
Он отказался от идеи программности бытия и, следовательно, верифицировал принципиальную непрограммность современного зодчества, констатируя нелинейность, многообразие направлений развития.
 
Так новейшая архитектура, воспринимая все эти установки, отказалась от жёсткого следования какой-либо теоретической философской программе (такую установку теоретик и практик постмодернистского зодчества Ч. Дженкс назвал «программным плюрализмом»5).
 
Естественным следствием анти-, вне- или непрограммности постмодернистской архитектуры явилось её стилевое разнообразие, «невнятный гомон языков» (по выражению того же Ч. Дженкса), который обнаруживал своё единство лишь на уровне глубинной идеологии – постмодернистской философии.
 
Эта «стилевая пестрота» – результат очередной трансформации философских представлений о царстве хаоса и плюральности бытия в архитектурной среде.
 
Конкретным примером реализации такой трансформации служит теория различений Ж. Деррида, где различение есть «производство системы различий».
 
Эта формула соотносима с важным внутренним теоретическим ориентиром практики постмодернистской архитектуры, о которой шла речь выше.
 
Заменив собой задачу выработки единого стиля, эта установка актуализировала принципиальную незавершённость длящегося процесса дифференциации архитектурной формы, основанную на идее бесконечности порождения формальных признаков, приёмов, образов, способов их соединения, а значит, и бесконечности порождения языков архитектуры.
 
Установка теории и практики постмодернистской архитектуры на программную и стилевую плюральность нашла своё проявление и в области разработки так называемого «авторского почерка архитектуры».
 
Это отразилось в закреплении за определённой персоной или фирмой особой, неповторимой стилистики, образности, манеры.
 
Не столько устойчивость, сколько способность к изменению собственной манеры стало восприниматься архитектурой постмодернизма как норма, как современная установка сознания, как один из признаков новой поэтики.
 
Такое разнообразие авторских моделей и индивидуальных стилей говорит не только о существовании свободы архитектурно творчества, верифицированного философскими идеями хаоса и плюральности, но и о наличии одного общего для всей постмодернистской архитектуры почерка (возможного также лишь благодаря апробированным установкам на хаос и плюральность) – так называемого «радикального эклектизма» (выражение Ч. Дженкса), играючи соединяющего формы и детали, восходящие к разным стилям, эпохам, идеям.
 
По словам архитектора К. Терри «эклектика – это как игра, чем больше играешь, тем эта игра пленительнее…»6.
 
Постмодернизм в искусстве проявлял себя как сплав накопленных традиций, своеобразный коллаж; он вобрал в себя разнообразные смысловые и стилистические ходы, придерживаясь всё же основного своего принципа – эклектизма.
 
Примером эклектики может стать всё поле художественного творчества архитекторов-постмодернистов.
 
 
Назад Вперед
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
ВВЕРХ
^ВВЕРХ